Путешественникам, посещавшим Сибирь в 19-м веке, бросались в глаза яркие отличия жизни сибирских крестьян от жизни крестьян европейской части России.
Академик Григорий Гельмерсен, совершивший в 1834 году поездку по Алтаю, так описывал нравы и обычаи сибиряков: «Они нас с первого же раза убедили в справедливости мнения, что сибиряки Европейскую Россию и русских принимают за чужеземщину или иностранцев, и говорят так, как мы о западно-европейских странах. Если сибиряк русскому, который посещает его гостеприимный дом, говорит дружелюбно: «Милостивый государь, вы русский (при этом он обыкновенно употребляет слово «российский»), то этим он не хочет сказать, что вы земляки, а, напротив, хочет этим обозначить противоположность себе, как сибиряку».
Николай Ядринцев замечал, что сибирские крестьяне отличаются от российских тем, что ведут себя более свободно: «Сибирский крестьянин чувствует себя равноправным, он смело входит в комнату, подаёт вам руку, садится с вами за стол и, если вы его пригласите, совершенно непринуждённо будет пить чай, есть и свободно вести с вами речи».
Сибирские крестьяне понимали, что они могут иметь всё, что есть и у других сословий, были бы деньги, а деньги в Сибири заработать было можно. Бывшие крепостные крестьяне, явившиеся в Сибирь, часто делались капиталистами и занимали почётную роль в обществе.
Как замечал русский историк Афанасий Щапов, «сибирский крестьянин никогда не знал лаптей, и сапоги для него постоянная обувь. У женщин сарафан составляет рабочий костюм, большинство носит блузы и шерстяные платья, вязаные воротнички, чулки и ботинки. Такие костюмы мы видели в деревнях бийского округа». Жизнь в сёлах на пути золотых приисков Щапов описывает так: «Иногда разбогатевший крестьянин заводит себе экипажи, делает балы для чиновников, выписывает вино. Даже в деревнях можно увидеть шиньоны, сюртуки, часы с цепочками, в домах зеркала, обои, диваны, цветы в цветниках. Нет ни одного сибиряка, который бы подобно великорусскому староверу, отворачивался, как от чертовщины, от папиросы, сигары, чаю или кофе».
Мода сибиряков вызывала жалобы чиновников, приезжавших в Сибирь из европейской части России. Так, один исправник (начальник полиции в уезде – прим. ред.) жаловался на роскошь костюмов, которые он видел на сибирских крестьянках: «драповые кофточки по последней парижской моде за 35-40 рублей, башмаки рублей за 8 и прочее».
Многие из зажиточных крестьян имели свои библиотеки, интересовались наукой и живописью.
Комментарии /25
И все, кто ездил за Урал, в европейскую часть страны, так говорили.
Только действительно смущает намёк на Сибирь как отдельное государство
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: