В 2003 году издание РЖД «Гудок» (автор Евгений Маликов) сообщило, что «в сибирской тайге охотниками был случайно обнаружен небольшой паровоз. Он просто стоял на сохранившемся куске полотна узкоколейки». При этом, газета ссылалась на некий телевизионный сюжет, не указывая источник сведений.
На розыски паровоза отправились новосибирцы: член Общества любителей железных дорог Владимир Гречко и директор Новосибирского музея истории Западно-Сибирской железной дороги Юрий Артамонов. Как оказалось, таёжный участок, о котором шла речь, находится в районе реки Баланзас (правый приток Томи выше по течению от Новокузнецка), а паровоз обнаружили в тайге ещё в 90-х годах XX века.
С помощью учреждения УН-1612/12 (учреждение системы исполнения наказаний, в то время, входившее в систему Минюста России), которым тогда руководил Виктор Королёв, энтузиастам действительно удалось обнаружить заброшенный участок узкоколейной железной дороги и паровоз.
Более того, до места расположения паровоза прорубили просеку и паровоз вывезли из тайги.
Дальше за дело уже взялись историки и реставраторы. Историки определили, что примерным годом выпуска паровоза является 1898 год, а произвела его немецкая компания «Borsig» (крупнейшая европейская компания второй половины XIX века, производившая паровозы). Так паровоз из Кузбасса стал экспонатом музейной коллекции.
Но откуда в тайге взялась железная дорога? Оказалось, что узкоколейка была построена от посёлка Баланзас до русла Томи для того, чтобы вывозить лес. Длина железной дороги составляла около 8 км. Владел дорогой Кузбасслаг. Однако в конце пятидесятых-начале шестидесятых годов XX века железная дорога была частично разобрана, а паровоз брошен.
Но «Баланзасская узкоколейка» — далеко не единственная в Кузбассе. В первой половине прошлого века узкоколейные дороги для нужд лесозаготовителей, шахт и рудников строили практически повсеместно.
Одной из самых протяжённых узкоколеек являлась железнодорожная ветка, построенная вдоль реки Таяс (левый приток р. Кабырза). Длина дороги составляла более 30 км. Начальным пунктом являлся пос. Кантус. В 80-е годы прошлого века дорога была полностью разобрана.
Второй по протяжённости можно назвать узкоколейку от посёлка Амзас (станция Алгаин на железнодорожной ветке Новокузнецк-Таштагол) до лесозаготовительных таёжных участков. Длина этой узкоколейки составляла около 25 км. Дорога была разобрана в 70-е годы прошлого века.
Третье место займёт узкоколейка Усть-Нарыка (населённый пункт на левом берегу Томи, ниже по течению от Новокузнецка). Дорога строилась как «лесовозная», предположительно, не позднее 50-х годов XX столетия. Проходила вдоль реки Черновой Нарык. Длина дороги составляла около 20 км.
Комментарии /37
Кстпти в кемерове есть действующая узкоколейка с тепловозами ТУ.
В РФ немало действующих узкоеолеек. Даже пассажирских.
Туристический маршрут по лесисто холмистой местности был бы красив. Ну и плюсы УЖД легче вписать в природный ландшафт, всего 750мм вместо 1520.
Кстпти в кемерове есть действующая узкоколейка с тепловозами ТУ.
Хороший был мужик.
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: