На эти и другие вопросы «Росбалта» ответил первый вице-президент Европейского комитета по образованию детей и юношей при Совете Европы, доктор психологических наук Дмитрий Ушаков.
- Как специалист по тестам в области интеллекта – как вы оцениваете введение ЕГЭ? Многие утверждают, что замена более гибких по форме экзаменов тестированием приведет к тому, что дети отучатся анализировать и обобщать, мыслить в широком смысле слова — и превратятся в примитивных «зубрилок»?
- Давайте проанализируем ситуацию с двух сторон. Во-первых, ЕГЭ как способ отбора наиболее достойных для продолжения образования в лучших вузах. Тут надо отметить, что конечный результат теста складывается из трех компонентов: способностей ученика, его подготовленности (обученности) и так называемого «шума», куда входят как случайные факторы – например, физическое состояние во время экзамена, сложность доставшегося вопроса и т.д., так и систематические – скажем, такие как коррупция.
Разумеется, соотношение роли способностей, если угодно, — ума, и обученности в разных тестах разное. ЕГЭ относится к тестам, где роль способностей в сравнении с обученностью менее высока, чем, например, в тесте SAT, применяемом в США. Мы, следовательно, в большей степени ориентируемся на подготовленность, американцы – на способности. Мне наш подход представляется не вполне правильным, особенно учитывая, что условия подготовки у детей в нашей стране весьма разные.
Во-вторых, процедура подготовки к ЕГЭ — как она сегодня складывается в школе. «Натаскивание» на ЕГЭ, конечно, не вызывает восхищения, но драматизировать ситуацию я бы не стал. Преувеличивать влияние подготовки к ЕГЭ на умственное развитие подростков не стоит. Другие факторы могут сыграть более значимую роль.
- Что происходит с уровнем интеллекта в России на протяжении последних двадцати лет? Зачастую можно услышать, что в нашем обществе во всех отношениях нарастает поляризация. Есть ли тенденция «вымывания середины» — все более сильной дифференциации крайних полюсов – «умных» и «не очень умных»?
- Уровень интеллекта населения России, насколько об этом можно судить по достаточно фрагментарным данным, растет. Тенденции к вымыванию середины нет, есть скорее тенденция к подтягиванию низов. Но информации, к сожалению, мало, данных по России мало, систематические замеры интеллекта не ведутся.
- Есть ли географические особенности распределения уровня интеллекта в России?
- Общая географическая тенденция распределения интеллекта, которая, надо полагать, свойственна и России, – повышение его в тех регионах, куда в течение длительного времени (десятилетий и столетий) происходит иммиграция, и понижение там, откуда исходит миграция. Смысл этого явления понятен – мигрирует население с потенциалом выше среднего. В результате в большинстве стран мира, например, уровень интеллекта населения столиц немного выше, чем в среднем по стране.
Так что можно смело предполагать, что в России самый высокий средний уровень интеллекта у москвичей. Правда, это условные москвичи – на самом деле, они представляют всю Россию и не только ее, но и ближайшие страны, для которых Москва является центром притяжения.
- Каковы общие тенденции в мире: коэффициент интеллекта из десятилетия в десятилетие растет или все не так прямолинейно? Сопровождается ли экономический взлет той или иной страны, например, сегодня — Китая, ростом интеллекта населения? У какой страны самый высокий уровень интеллекта населения?
- В целом на протяжении всего двадцатого века интеллект рос, хотя и не вполне равномерно, но сейчас есть сведения о том, что в ряде стран этот рост приостановился и даже обратился вспять. Предполагается, что причина остановки роста состоит в том, что количество детей в семье и уровень интеллекта связаны отрицательно.
Например, если мы имеем две семьи, в одной из которых у обоих родителей коэффициенты составляют по 140 баллов и у них один ребенок, – а люди с высоким интеллектом, как правило, имеют мало детей, а в другой семье у родителей коэффициент интеллекта 60 и у них десять детей, то во втором поколении интеллект окажется ниже, чем в первом. Это следует из простых вычислений: первое поколение: 140 +140+60+60 : 4 = 100. Второе поколение: 60+60+60+60+60+60+60+60+60+60+140: 11 = 67.
Таким образом, тот факт, что люди с высоким интеллектом заводят мало детей и воспроизводство осуществляется за счет людей с невысоким интеллектом, приводит к общему снижению IQ. Этот процесс имеет место в некоторых странах Европы и Австралии. Хотя, конечно, на практике уровень интеллекта родителей не передается детям так прямо.
- А в какой мере коэффициент интеллекта родителей определяет уровень умственного развития детей?
- В весьма значительной степени. Причем здесь действуют два рода факторов. Факторы первого рода — генетические: родители передают детям свою генетику, в том числе – и относящуюся к мозговой деятельности. Факторы второго рода – средовые. Более интеллектуальные родители в среднем создают более благоприятную среду для развития интеллекта детей. Корреляция интеллекта детей и родителей – около 0,5. Корреляция между интеллектом матери и ребенка обычно несколько выше, чем для отца.
Если же возвратиться к связи интеллекта населения страны и ее экономических достижений, то эта связь очень сильна, но она носит скорее обратный характер: страны с высоким интеллектом и не очень развитой экономикой стремительно развиваются. Яркий пример этой ситуации – Япония после Второй мировой войны. В Китае тоже весьма высокий интеллект населения, и это — важное условие развития страны. Другой вопрос, по каким причинам в той или иной стране в определенный период времени складывается определенный уровень интеллекта? Но никаких исторических данных тут нет, потому что само по себе измерение IQ имеет не столь давнюю историю.
По оценкам эксперта в этом вопросе Р. Линна, самый высокий интеллект сегодня у населения восточноазиатских стран: Японии, Сингапура, Тайваня…
- В одной из статей вы приводите впечатляющую табличку из исследований американских психологов, показывающую связь между уровнем коэффициента интеллекта и особенностями жизненного сценария в США. Полагаете, в России связь такая же?
Коэффициент интеллекта |
|||||
менее 76 |
76-90 |
91-110 |
111-125 |
более 125 |
|
Вступили в брак до 30 лет |
72 |
81 |
81 |
72 |
67 |
Безработица более 1 года (для мужчин) |
12 |
10 |
7 |
7 |
2 |
Разведены в первые 5 лет брака |
21 |
22 |
23 |
15 |
9 |
% детей ниже 75 КИ |
39 |
17 |
6 |
7 |
0 |
Имеют незаконнорожденных детей (для женщин) |
32 |
17 |
8 |
4 |
2 |
Живут в бедности |
30 |
16 |
6 |
3 |
2 |
Получали пособие после рождения первого ребенка |
55 |
21 |
12 |
4 |
1 |
Когда-либо находились под арестом |
7 |
7 |
3 |
1 |
0 |
Постоянно получают пособие |
31 |
17 |
8 |
2 |
0 |
Исключались из школы |
55 |
35 |
6 |
0,4 |
0 |
Связь между уровнем IQ и определенными жизненными сценариями в США.
- Полагаю, что тенденция в России в целом такая же, но она менее выраженная. Социальная структура в России более аморфна, а население у нас, с точки зрения уровня умственного развития, более однородно, чем в США. Но, повторяю, данные по России очень фрагментарны.
- В одной из ваших статей я прочитала, что характер связи способностей с успехом в обществе обусловлен устройством самого общества. Мудрый Конфуций в свое время сказал, что в хорошо устроенном обществе стыдно быть бедным, а в плохо устроенном — стыдно быть богатым. Перефразируя, можно получить весьма актуальное для современной психологии изречение: в хорошо устроенном обществе умным быть полезно, а в плохо устроенном — вредно. Как бы вы определили тенденцию в России? Полезнее ли сегодня быть умным, чем 10 лет назад?
- Это вопрос не из области психологии. Затрудняюсь ответить.
- В Интернете тысячи сайтов, предлагающих пройти тест на интеллект. На ваш взгляд, есть ли среди них адекватные?
- Все может быть, но я пока адекватных не встречал.
P.S. В вызвавшей в свое время много волнений и дебатов книге Р. Линна “IQ and the Wealth of Nations”, опубликованной в 2002 году и, насколько нам известно, не переведенной на русский язык, приведены следующие данные о распределении уровня интеллекта в разных странах мира:
Страна |
IQ |
Страна |
IQ |
страна |
IQ |
Гонконг |
107 |
Аргентина |
96 |
Фиджи |
84 |
Южная Корея |
106 |
Словакия |
96 |
Иран |
84 |
Япония |
105 |
Уругвай |
96 |
Маршалловы Острова |
84 |
Тайвань |
104 |
Португалия |
95 |
Пуэрто —Рико |
84 |
Сингапур |
103 |
Словения |
95 |
Египет |
83 |
Австрия |
102 |
Израиль |
95 |
Индия |
82 |
Германия |
102 |
Румыния |
95 |
Эквадор |
80 |
Италия |
102 |
Болгария |
94 |
Гватемала |
79 |
Нидерланды |
102 |
Ирландия |
94 |
Барбадос |
78 |
Швеция |
101 |
Греция |
94 |
Непал |
78 |
Швейцария |
101 |
Малайзия |
94 |
Катар |
78 |
Бельгия |
100 |
Таиланд |
93 |
Замбия |
77 |
Китай |
100 |
Хорватия |
92 |
Республика |
73 |
Новая Зеландия |
100 |
Перу |
91 |
Уганда |
73 |
Велико- британия |
100 |
Турция |
90 |
Ямайка |
72 |
Венгрия |
99 |
Индонезия |
90 |
Кения |
72 |
Польша |
99 |
Мексика |
89 |
ЮАР |
72 |
Испания |
99 |
Суринам |
89 |
Судан |
72 |
Австралия |
98 |
Бразилия |
87 |
Танзания |
72 |
Дания |
98 |
Ирак |
87 |
Гана |
71 |
Франция |
98 |
Колумбия |
87 |
Нигерия |
69 |
Норвегия |
98 |
Сомали |
87 |
Гвинея |
69 |
Финляндия |
98 |
Тонга |
87 |
Зимбабве |
68 |
Канада |
97 |
Ливан |
86 |
Демократи- |
67 |
Чехия |
97 |
Филиппины |
86 |
Сьерра |
67 |
США |
97 |
Куба |
85 |
Эфиопия |
66 |
Россия |
96 |
Марокко |
85 |
Эквато- |
66 |
В последнем же исследовании Р. Линна, результаты которого широко публиковались во всем мире минувшим летом, приводились следующие данные распределения уровня интеллекта среди европейцев: Первое место поделили немцы и голландцы, набрав по 107 пунктов. Второе место заняли поляки (106), а третье — шведы (104). Далее идут итальянцы (102), австрийцы и швейцарцы (по 101), британцы и норвежцы (по 100 баллов). Замыкают топ-10 бельгийцы, датчане и финны с 99 баллами. Русские же находятся на 16 месте. Результат самой читающей нации — 96 баллов. В хвосте списка доктора Линна плетутся жители Греции, Болгарии, Румынии, Франции и Турции. Народом же с самым низким уровнем IQ оказались сербы — 89 баллов.
Необходимо учитывать, что тесты на определение уровня IQ — это продукт европейской культуры, и представители европейской цивилизации имеют огромную фору при их прохождении. Кроме того, играет роль опыт прохождения тестирования в целом, скорость реакции, определяемая особенностями нервной деятельности, и еще масса факторов. Так что видеть прямую связь между умом в широком смысле и результатами тестирования на уровень IQ было бы совершенно неверно.
Комментарии /3
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: