История умалчивает, о чём мечтал в детстве американский изобретатель-миллионер Дин Кейман (
Segway — воплощение мечты лентяя. Эта штука занимает площадь на тротуаре в два раза меньше, чем детская коляска. В то же время на Segway можно стоять, можно разворачиваться на месте и можно «притопить» со скоростью, превышающей скорость пешехода. И всё это на батарейках — «экологично» и безопасно.
За восемь лет существования на рынке изобретение Кеймана нашло своих почитателей, обросло модельным рядом и даже обзавелось концептом с крышей. В ряде западных стран самокаты Segway поступили на вооружение полиции и прочих служб, а также стали способом заработка в местах пешего туризма. Так, прокатиться по историческим местам Парижа на Segway любой желающий может за €70.
В США Segway вызвал споры — пускать его на тротуары или не пускать, а самую мощную рекламу самокатам сделал Джорж Буш младший (
Презентация первого одноосного скутера Дина Кеймана прошла 3 декабря 2001 года на американском телеканале АВС. Представляя «швабру на колёсах», Кейман назвал её Segway Human Transporter и выразил надежду, что вскоре она заменит велосипед, автомобиль, и вообще поменяет мир. У транспортного средства не было ни двигателя в общепринятом смысле, ни коробки передач, ни руля. Тормозов тоже не было. Зато в платформе между двумя колёсами находился компьютер и система сенсоров и гироскопов. Сенсоры сотню раз в секунду оценивают расположение центра тяжести водителя. Чтобы ехать, стоящий на платформе должен слегка наклониться вперёд, а чтобы затормозить — наклониться назад. Таким образом, вертикальная палка с «рулём» в основном выполняет опорные функции.
Принцип работы Segway Human Transporter Кейман объяснил следующим образом: люди ведь не падают, когда ходят. Вы ступаете поочерёдно своими ногами и тем не менее удерживаете равновесие. То же самое происходит, когда вы используете Segway — гироскопы подсказывают компьютеру об изменении положения в пространстве, компьютер рассчитывает, как это изменение скомпенсировать, и даёт соответствующие команды колёсам. Вставая на Segway, человек может не заботиться о сохранении равновесия: если он не Джордж Буш, уронить самокат ему скорее всего не удастся.
Во время первой презентации авторитетные американские СМИ не восприняли новый вид транспорта всерьёз, в отличие от японцев, оспоривших приоритет Кеймана. В декабре 2001 года 66-летний почётный профессор Университета электронных коммуникаций под Токио (
В феврале 2002 года в городе Манчестер штата Нью-Гэмпшир началось массовое производство Segway. Первыми испытателями скутера-самоката стали служащие американской почтовой компании Concord. С точки зрения пользователя, со скутером Segway было всё понятно — это такая штука, на которую можно встать и она поедет. Но с точки зрения законности использования его в обществе, возникли вопросы. К какому из известных видов транспорта можно причислить Segway? К автомобилям он не относится и на автомобильных дорогах использоваться не может по соображениям безопасности водителя. На тротуаре же, наоборот, самокат — источник угрозы для пешеходов.
Первыми специальный закон, регламентирующий использование Segway, утвердили законодатели штата Нью-Гэмпшир, где это «чудо техники» и появилось на свет. Чиновники определили самокат аббревиатурой EPAMD (Electric personal assistive mobility device), поспособствовав, таким образом, интеграции Segway в мир транспорта. Закон № 385 в сенате штата определил EPAMD так:
Самосбалансированное двухколёсное устройство с электрическим двигателем мощностью 750 Ватт (одна лошадиная сила), предназначенное для транспортировки только одного человека. Максимальная скорость, с которой Segway может перевозить управляющего им водителя, весящего меньше 77 кг, — 32 км/ч.
В городе закон ограничил скорость Segway до 24 км/ч, обязал водителей самоката уступать дорогу пешеходам и запретил мешать паркующимся автомобилям.
Впрочем, не во всех американских штатах к изобретению Кеймана отнеслись так же благосклонно. К примеру, власти Калифорнии запретили использование Segway на тротуарах в городах штата, так как скутеры могут просто давить беззащитных пешеходов, и на велосипедных дорожках, где уже водитель Segway является совершенно незащищённым при столкновении с велосипедом.
Неоднозначное отношение к Segway выказывают законодатели и других стран. Так, например, в Италии самокаты Segway разрешено использовать без ограничений, а во Франции, Швеции и германской земле Саар они приравнены к велосипедам. В Нидерландах и Швейцарии скутеры на гироскопах причислены к мотоколяскам, что позволяет их использование только определённой категорией людей. Законодатели Дании и Японии решили запретить скутеры, не запрещая их формально, — в этих странах Segway приравнен к мопедам, которым для появления на дороге необходимо иметь тормоза, «поворотники» и номерные знаки, чего у Segway в базовой комплектации не бывает. В Австралии, Великобритании и остальных, кроме земли Саар, областях Германии скутеры Segway под запретом.
В России какая-либо внятная законодательная реакция на Segway, по-видимому, отсутствует. Во всяком случае, на сайте официального поставщика гироскопных самокатов в нашу страну в разделе «Кто может управлять самокатом» выказаны рекомендации — водитель должен быть старше восемнадцати лет, и лучше бы ему пройти инструктаж перед первой поездкой. О каких-либо ограничениях использования скутера Segway в России на сайте компании-дилера не сказано.
Путь Segway к обычным пользователям был не особенно тернистым, хотя и не без приключений. Сначала «сигвеи» были доступны лишь корпоративным пользователям, компании которых выкупали скутеры по $9 000 за штуку. Обычный частный собственник приобрести себе Segway не мог. Но в 2002 году на интернет-аукционе Amazon было выставлено целых три «сигвея», и одна «машина» была продана за фантастическую цену — $160 100. Счастливым обладателем первого частного самоката стал президент химической компании Benchmark из Хьюстона Вэйн Кинси (
В 2006 году компания выпустила второе поколение Segway. У нового «сигвея» рулевая стойка получила подвижность в основании и стала нести функцию непосредственного управления устройством. Теперь водителю стало не нужно кланяться вперёд, назад и в стороны — достаточно просто либо оттолкнуть, либо потянуть на себя «руль».
Сейчас все восемь моделей Segway представлены именно вариациями второго поколения, а самые первые Segway сняты с производства, хотя основные спецификации у обеих моделей почти одинаковы. Максимальная скорость по-прежнему невысока — 20 км/час. Самокат повезёт наездника весом до 118 кг, тогда как сам весит 47,7 кг (i2) или 54,4 кг (x2). Запас хода до 39 км (22,5 км по бездорожью у x2). Полная зарядка от домашней розетки занимает 8 часов.
У устройства даже стали появляться подражатели. Например, компания Toyota представила электрический самокат Winglet, который должен составить конкуренцию Segway в закрытых помещениях. Модель Toyota Winglet, так же как американский самокат, оборудована двумя колёсами, электромотором и гироскопом. На транспортере Toyota при полной зарядке батарей, можно проехать 9,6 км на скорости в 6,5 км/ч. При этом Winglet управляется через специальные сенсоры на подножках без участия рук, а верхняя часть транспортного средства, находящаяся на уровне колен, может быть использована в качестве табурета — в общем, идеальное средство передвижения для работников складов, супермаркетов, аэропортов и других помещений, где нужно ходить на большие расстояния пешком. На улице Winglet из-за малого диаметра колёс будет малоэффективен. Серийное производство Toyota Winglet начнется в 2010 году, а время начала его продаж и стоимость пока неизвестны.
Но самым интересным образом на феномен гироскопного самоката отреагировала корпорация
Таким образом, в компании Кеймана при поддержке General Motors соединили двойной iBOT c увеличенной платформой самоката Segway, получив транспортное средство, напоминающее настоящую колесницу времен Александра Македонского, но без лошадей.
Назвали двуколку на батарейках P.U.M.A. (
Вот о безопасности P.U.M.A говорить не приходится, так как её нет. Если проводить краш-тест при ударе такой коляской в сминаемый барьер на скорости даже 20–30 км/ч, то манекен уже может получить инвалидность. А после тестов P.U.M.A по вcем правилам
Нам же остается только дождаться этого будущего, передвигаясь на больших и маленьких автомобилях мимо бетонных столбов и отбойников. Но если когда-нибудь мы увидим, как водители троллейбусов катят на работу на «сигвеях», мы поймем — будущее уже рядом.
Комментарии /1
После 22:00 комментарии принимаются только от зарегистрированных пользователей ИРП "Хутор".
Авторизация через Хутор: